Слушать музыку – слушать себя. Ч. 1

10838098_622759191183414_6548989387793478684_oВ детстве мне очень хотелось научиться играть на скрипке, флейте и виолончели. Уговорив однажды маму отдать меня в музыкальную школу в класс скрипки, я очень быстро повесила на себя ярлык: бездарность…

Устойчивое выражение: «Я не понимаю музыку». Или: «Я не понимаю эту музыку». В былые давние времена я и сама произносила такие слова. С отчаянием, с грустью. С мазохистским пофигизмом. А теперь я не понимаю, что значит ПОНИМАТЬ музыку. И кто и зачем поддерживает в людях веру в то, что музыку можно «понимать» или «не понимать». Те, кто причисляет себя к «музыкальной элите», а других людей считает ниже себя? Не думаю так. По крайней мере, проведя много времени в моей жизни в среде профессиональных музыкантов, я ни разу не встретилась с подобным снобизмом.

Собственно, я долгое время поддерживала в себе такую веру сама. В детстве мне очень хотелось научиться играть на скрипке, флейте и виолончели. Уговорив однажды маму отдать меня в музыкальную школу в класс скрипки, я очень быстро повесила на себя ярлык: бездарность и переросток. (Я начала учиться поздно – в 10 лет.) А затем и ещё несколько ярлыков, в том числе: я не понимаю музыки. И я очень старалась научиться её понимать! И чем больше старалась, тем больше приходила в отчаяние от тщетности этих попыток! Дело осложнялось тем, что преподаватель характеризовал мои музыкальные данные как весьма посредственные. Я считала, что слуха у меня нет (и играла фальшиво). Я считала, что нет у меня и чувства ритма (и играла неритмично). И что я не могу играть в ансамбле, потому что музыки не понимаю и не чувствую… Но вот тут я дышала более свободно: почему-то, играя в ансамбле, я расслаблялась и начинала получать УДОВОЛЬСТВИЕ! В такие моменты я плевала на все ярлыки! Мне было не до них! Я ИГРАЛА!

В те времена я решилась на отчаянный поступок: я решила искать секрет гениальности. Так же, как граф Калиостро искал формулу любви. Внутри кто-то заунывно бормотал: «Ты что, рехнулась?» Но дело было молодое. Сил было немерено. И я говорила себе, что если потерплю поражение – не жаль! Всё равно, кроме как в музыку, идти мне некуда!

Но прошло время, и я остепенилась. Закончила вполне себе нормальный институт, стала вполне себе рядовым инженером (Боже Правый!) Однако, за время моих оставленных поисков я успела сформулировать для себя такую истину (которую видела со всей очевидностью, но верить в которую всё моё существо боялось до боли в печени!). Музыкальный слух – это не что иное, как концентрированное внимание на звуке! (А НЕ дар свыше, вопреки утверждениям «профессионалов»!) Чувство ритма – это концентрированное внимание на ритме! (А НЕ дар свыше, вопреки утверждениям «профессионалов»!).

Но, как бы и чего бы я ни боялась, а сбежать от себя мне, к счастью, не удалось. (Опущу эту долгую, хотя и увлекательную, историю.)

И вот что я знаю и во что верю сейчас.

Музыку не надо ПОНИМАТЬ. Её надо СЛУШАТЬ. Слушать музыку – значит слушать СЕБЯ. Потому что мы не услышим ни в чём НИЧЕГО, кроме самих себя! Это невозможно по определению! Согласитесь, что, слушая откровения самого лучшего Учителя, самого искреннего философа, самого сильного проповедника, мы с вами МОЖЕМ услышать ТОЛЬКО то из его открытий, что ОТЗЫВАЕТСЯ в нас. И ЧТО тут понимать? Разве возможно ПОНЯТЬ себя? РАССКАЗАТЬ самому себе о себе – да, можно. Но это НЕ истинно! СПЕТЬ о себе – вот это уже реальнее. (Причём, спеть можно не только песней. Или, точнее, песня – это не только и не столько то, что состоит из нот и текста. Песня – это… ПЕСНЯ!!!)

Вот так же и с музыкой. ЧТО может быть смешнее заявления: «Я не понимаю музыки». Или «Я понимаю музыку». Или «Я не понимаю ЭТОЙ музыки». Для меня точнее: «Эта музыка не отзывается во мне».

И тогда… ПОЧЕМУ не отзывается? ОТ ЧЕГО я закрыта сейчас?

В общем, так происходит во всех сферах и отношениях жизни. Не только со звуками. С ритмами. Запахами. Прикосновениями. Взаимочувствами. Себячувствами…

И везде одна и та же тема: неверие себе. «Я не понимаю музыки». И ещё – лень. «Я этого не понимаю». («Я с этим не в контакте, и мне на это плевать. Я этого не уважаю»… А жизнь-то между тем проходит, утекает между пальцами…)

Когда я играю импровизации, и вдруг задумываюсь и… вдруг ловлю себя на том, что играю уже по инерции. Один мой знакомый называет это «играть недонотами». Неуважение к жизни. Неуважение к себе! И к слушателям. А как с речью? То же самое! Мне в этом отношении очень нравится притча про народ, которому Бог дал шип под языком. У каждого из того племени под языком рос шип, который при произнесении слова вызывал боль. Не случаен и глубок образ боли в этой притче. Если это не выстрадано, то оно пусто.

ВОТ и корень нашего «не понимаю музыки»! То, что не выстрадано автором, я музыкой не считаю. То, что сейчас звучит из большинства динамиков в общественных местах, это, на мой взгляд, те же примеры чудовищного неуважения к жизни и к себе. Ведь те, кто всё это, с позволения сказать, сочиняет, прекрасно ПОНИМАЮТ, что делают! А делают они деньги и силу на нашем идиотизме, который подогревают и укрепляют. Делают они нас с вами, пользуясь нашей ленью, нашим страхом и нашей неуверенностью в себе.

А потому закончить хочу эту статью гимном вере в себя.

Варвара ЗЕВАХИНА

© САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.