Слушать музыку – слушать себя. Ч. 2

10993419_658469367612396_3890388497976208366_nВозвращаясь к разговору о музыке и о том, что она значит для нас… Часть 1 — здесь.

Прошло время, и я пришла к ещё более ошеломляющему своей простотой и естественностью открытию в отношении назначения музыки. И именно по причине его простоты и естественности мне очень трудно описать его словами.

Начну с того, что то использование (использование – в самом низменном, манипулятивном и разрушительном смысле этого слова) музыки, о котором я писала в предыдущей статье, происходит с целью развить в нас самое эгоистическое и ослабляющее. Причём взращивается это последнее на нашей сильной стороне – потребности в теплоте, любви и доверительном общении.

Только акцент делается не на той божественной сути любви, которая и есть источник истинного вдохновения, знания и личной направляющей силы, а на её «материальной» эгоистической составляющей. Первое состояние я могла бы описать так: без остатка и без рациональных рассуждений отдаться тому зову сердца, без ответа на который ты не живёшь, а существуешь (тупо и скучно ешь, пьёшь, спишь, РАБотаешь и отправляешь естественные потребности). Второе: захапать себе МНОГО внимания «любимого» человека, МНОГО его любви, тепла, уважения, верности; продумать, а не отдал(а) ли Я слишком много взамен; и если выясняется, что отдал(а), смертельно обидеться! И эта мелочная, изводящая обоих обида поэтизируется и муссируется как какое-то великое достоинство. Таковы традиционно звучащие в общественных местах песни «о любви». Всё другое традиционно считается «скучным», «непонятным», «не нашим» и так далее.

Но почему мы вновь и вновь ловимся на это? Почему не замечаем, что после часа, проведённого в маркете, где звучит подобная «музыка», мы чувствуем себя уставшими? Почему нездоровое эйфорическое возбуждение от тупо долбящего ритма принимаем за бодрость? Почему продолжаем существовать (исправно-тупо есть, пить, РАБотать), боясь поверить и проверить на опыте, что ЕСТЬ и другие возможности?

Потому что «все так делают». Очень просто управлять бараньей отарой, где каждый следующий в точности воспроизводит действия, мысли и чувства предыдущего. И поэтому нам подбрасывают нужные для управления нами мысли. Например: «Психологи обнаружили, что продажи лучше идут при громкой ритмичной музыке». Поработав за своою жизнь и психологом, и продавцом, конкретно об этом утверждении могу сказать, что это ложь! Такое же мнение я слышала от огромного количества других продавцов: в присутствии громкой ритмичной музыки покупатели потеряны, им легче уйти, чем попытаться беседовать с продавцом, преодолевая навязчивость звуков и ритмов.

А теперь – очень крамольная идея, которая явилась результатом продолжительного отказа повиноваться воздействиям этого навязывания. Музыкант призван играть не для публики; он играет для того, чтобы познавать себя. Мы же, слушатели, можем удостоиться чести и радости наблюдать этот дивный процесс. А можем сами играть и удостоиться чести и радости поделиться этим дивным процессом со слушателями.

Вот интересное явление, которое мне пришлось наблюдать, выполняя обязанности продюсера. Извещаю мою знакомую о предстоящем концерте. В ответ слышу: «А я уже слышала этого музыканта». Я от удивления не нахожу, что ответить, так как видела искренний отклик этой знакомой на прошлом концерте. (То есть, речь не идёт о человеке, которому просто не нравится данная музыка.) Но ведь я знаю, что эта же знакомая много-много раз будет слушать ЗНАКОМЫЕ песни «о любви», и ей не придёт в голову, что она их уже слышала! Она пойдёт в музей, где уже была. Зачем? Чтобы поставить себе галочку, что она – культурный человек? Ведь картины в этом музее она уже видела?

Путаница и невнимание к себе и к происходящему? Ведь в музыке и в музыканте мы видим и слышим самих себя, как и в картинах. Или мы больше не живём и не изменяемся? И живой человек, выходя на сцену, превращается для нас в пластмассовую куклу (вспоминаю чудесную песню Макаревича «Пластмассовая жизнь»)? И эта кукла обязана быть блестящей, гладенькой и соответствующей общественному стандарту? Стандарту нашего общего поддакивания друг другу? Неужели поддакивать – это ВСЁ, на что мы способны?

К радости моей, хочу сказать в заключении, что не всё так грустно, как может показаться из моих слов. Я просто сейчас рассматриваю как бы под микроскопом то, что мешает мне самой жить, наблюдая это мешающее в окружающем меня мире, как в зеркале. Но я с радостью вижу и другое: много людей вокруг меня, творящих, слушающих себя и других, выкарабкивающихся шаг за шагом, как и я, из липкой паутины привычек и условностей. Могу сказать даже, что я уже не вижу той пресловутой «толпы», которая тупо поедает всё, что ей подкидывают. Наоборот, я обнаруживаю, что составляющие её единицы достаточно часто уже не верят навязываемым стандартам и подсмеиваются над ними!

КРЮЧКИ, НА КОТОРЫЕ МЫ ПОПАДАЕМСЯ

Тема взаимной обиды в музыке. Вот что я могу видеть в себе на этот счёт, наблюдая мои отражения в мире.

В последнее время мне часто вспоминается, как в детстве я совершенно не была обидчивой. Я очень легко прощала, забывая плохое. И голоса мудрых и любящих взрослых: «Нельзя быть такой овечкой!», «Надо знать себе цену!» (ЦЕНУ???) Не хочу сказать ничего плохого о моих воспитателях. Думаю, что я, будучи сильно неуверенной в себе, так понимала их наставления, что волевыми усилиями научила себя обижаться и злиться. И только теперь мне ясно, что обида и злость разъедают и лишают силы как на чисто творческом, так и на физическом уровне. То же могу сказать об эгоизме и его следствии – жажде внимания к себе.

Но как могло случится такое чудо? Я в детстве сильно бунтовала против зацикленности взрослых на деньгах и рвалась из этой душной атмосферы постоянного страдания по нехватке денег; я искала выхода в музыке, рисовании и учёбе. Как же так вышло, что, став взрослой сама, я попала в ту же ловушку страсти по деньгам?

Я опять нашла корни в неуверенности в себе. Дело в том, что, обнаружив своё бессилие и «бездарность» в искусстве, я со свойственным мне рвением к действию взялась самореализовываться в охоте на деньги. Отчаявшись в мечте стать для моих детей партнёром по музыкальному ансамблю, я стала работать на то, чтобы стать для них нянькой и кормилицей. Это мне прекрасно удалось! Но когда дети подросли, я всё чаще стала задумываться над тем, что я им, собственно, даю? Вот я их ращу, вкалываю, чтобы их прокормить. Вот каждый из них встретит свою любовь, родит любимых детей и будет… вкалывать на то, чтобы их прокормить… Так ЧТО я даю моим любимым детям? На ЧТО я их обрекаю, куда веду моим примером?…

И последнее добившее меня внушение со стороны порабощающей социальной обусловленности: отношения с любимым мужчиной. Все эти «общепринятые» воспевания «любви» говорили мне то, чего я сама не чувствовала. И я думала, что я просто «не такая, как все», плохая, неполноценная. И я очень старалась стать правильной! И достаралась до того, что приравняла-таки любовь к сексу, как тому учили меня песни «о любви». Вот как я чувствовала: если я не НУЖНА человеку, который мне нравится, значит я не должна сметь навязывать ему моё общество. Под НУЖНА подразумевается сильное эмоциональное желание меня. И плюс утверждения «мужчин»: «Надо жить проще!»

Результат: ощущение своей никомуненужности, непривлекательности, некрасивости и ещё бОльшее стремление к деньгам, как средству исправить эту ситуацию. Ведь СМИ прилежно рассказывали, как именно это сделать с помощью косметики, одежды, всяких физкультур и т.д.

Сколько времени я могла бы провести счастливо рядом с моим мужем, если бы тогда верила в мою нужность ему! Увы – на то, чтобы поверить в эту нужность, понадобилось лет десять совместной жизни в драматических разборках!

Сколько радости и теплоты могла бы я дать и принять в отношениях дружбы с другими мужчинами, если бы не убила в себе веру в возможность чистоты такой дружбы! Лет пятнадцать мне понадобилось на то, чтобы возвратить эту утраченную веру!

Простите, если вам кажется, что мы сильно отдалились от темы роли музыки в нашей жизни! Я, наоборот, пытаюсь показать, КАК неуловимо, но сильно её влияние на процессы нашей жизни. И как можно выплыть из несчастности, одиночества и болезней, ухватившись за этот спасательный круг!

Варвара ЗЕВАХИНА

© САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.